Звуковой анализ

zvukovoy_analiz_v_pervom_klassehttp

Звуковой анализ в первом классе Фонетика – это учение о звуках речи. Алфавит – это буквы, расположенные по порядку.

Звуковая лента памяти

Алфавит содержит 33 буквы.
Гласных букв – 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
Гласных звуков – 6: [а], [о], [и], [ы], [э], [у].
Признаки гласных звуков.
1. Гласные звуки — это звуки речи, при произнесении которых воздух не встречает преград. 2. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько в слове слогов.

 Гласные под ударением находятся в сильной позиции: как слышится, так и пишется.  Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда они стоят: 1. в начале слова (яркий, Юра, ёлка); 2. после гласных (моя, доярка, батарея); 3. после ь, ъ (въезд, жильё, вьюга).  Как только в слове после согласных появляются буквы е, ё, ю, я, согласные звуки произносятся мягко.
Признаки согласные звуков.
1. Согласные звуки — это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды. 2. Согласные звуки состоят из шума /глухие/ или из голоса и шума /звонкие/.  Звонкие состоят из шума и голоса.  Глухие согласные произносятся без голоса и состоят только из шума  По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары. Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.
 Остальные согласные характеризуются как непарные. Твердые и мягкие согласные звуки  Твердые и мягкие согласные различаются особенностями артикуляции, а именно положением языка: при образовании мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, при образовании твердых согласных тело языка сдвигается назад.
Звуковой анализ слов (способ действия — алгоритм).
1. Произнести слово и послушать себя. 2. Выделить звуки в слове (действие интонирование). 3. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий — глухой, твёрдый — мягкий. Если звук гласный, определить ударный он или безударный, отметить ударный звук значком [ударение]. 4. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова). 5. Выделить в схеме (звуковой модели) слова точкой внизу гласные звуки, разделить слово на слоги. 6. Выделить ударный слог, произнести его. Например, слово портфель.  Произношу слово, выделяю первый звук в слове: [ППППартф’эл’] — звук [П], он согласный, глухой, твёрдый, обозначаю его в схеме синим кружком.  Выделяю в слове второй звук: [пААААртф’эл’] – звук [А], он гласный, безударный, обозначаю его красным кружком.  Выделяю в слове третий звук: [паРРРРтф’эл’] – звук [Р] — он согласный, звонкий, твёрдый, обозначаю его в схеме синим кружком.  Четвёртый звук – [парТТТТф’эл’] – звук [Т], он согласный, глухой, твёрдый, обозначаю его в схеме синим кружком.  Пятый звук – [партФФФФ’л’] – звук [Ф’] (фь), он согласный, глухой, мягкий, обозначаю его в схеме зеленым кружком.  Шестой звук в слове – [партф’ЭЭЭЭл’] – гласный звук [Э], он ударный, обозначаю его красным кружком в схеме, ставлю знак ударения над гласным звуком.  Седьмой звук в слове – [партф’эЛЛЛЛ’] — звук [Л’] (ль) — он согласный, звонкий, мягкий, обозначаю его зеленым кружком.  Делю слово на слоги – [ПАРТ – Ф’ЭЛ’] – в слове два слога, второй слог ударный. Проверяю себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *