Использование технологии деятельностного метода в учебном процессе.( Выступление на ШМО)

«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным». Эти слова считаю своим профессиональным кредо.

Каждый урок я учусь видеть мир глазами своих учеников.

         Из чего слагается формула успеха? Какие цели и задачи ставит современное общество перед школой? Вот те вопросы , которые я ставлю перед собой.

Я, как учитель, определила для себя цель — создать необходимые условия для формирования активной, успешной, креативной личности — выпускника начальной школы, способного к саморазвитию, открытого к сотрудничеству и творческому созиданию.

Нам, современным учителям, выпала честь работать в эпоху перемен и модернизации системы образования. Конечно, речь идёт о Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, методологической основой которого является системно-деятельностный подход. Данное понятие было введено Александром Григорьевичем Асмоловым. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина

Главная идея данного подхода заключалась в том, что введение в учебный предмет должно начинаться с деятельности, направленной на открытие детьми наиболее общих свойств этого предмета. Движение от общего к частному или, в терминологии В. Ф. Гегеля, «восхождение от абстрактного к конкретному»

Инновационность системно-деятельностного подхода заключается как раз в том, что категория «деятельности» занимает не просто одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Итак, суть инновационности стандарта для меня понятна. Передо мной встала проблема: «Как организовать деятельность учеников на уроке таким образом, чтобы она отвечала требованиям Стандарта?»

Ответ я нашла, ознакомившись с инновационными разработками фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Инна Владимировна Шкрабалюк разработала требования технологии деятельностного метода, ориентированного на формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Технология деятельностного метода представлена в надпредметном курсе «Мир деятельности», который был разработан под руководством Людмилы Георгиевны Петерсон.

 

В качестве примера хочу предоставить соответствие требованиям технологии деятельностного метода урока русского языка по теме: «Буква Я».

Тип урока: открытие нового знания    Отличительной чертой данного типа урока является то, что новое знание предлагается не в готовом виде, а создаётся ситуация его открытия через моделирование учителем проблемного объяснения.

Я пришла к выводу: деятельность учеников на уроке будет организована в соответствии с требованиями Стандарта в том случае, если этапы урока будут соответствовать структуре деятельности как системе. А именно, любая деятельность включает в себя мотивацию, целеполагание, средство, сам процесс преобразования и его результат с последующей коррекцией и оценкой.

Таким образом, используя технологию деятельностного метода, становится возможным достижение главной цели Системно — деятельностного подхода — воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, способного:

  • ставить цели;
  • решать задачи;
  • отвечать за результаты.

 

От технологий и методов переходим к инновационным формам обучения.

Уроки, максимально способствующие формированию универсальных учебных действий в рамках ФГОС и являются инновационными формами обучения.

Я считаю, что такие уроки можно назвать «Открытое, живое общение» потому, что они дают мощный импульс к развитию познавательного интереса, повышают мотивацию к учению, позволяют организовать активную деятельность и творческий поиск детей.

Например, вот как я провела урок- исследование окружающего мира по теме: «Почему звенит звонок».

Мы вышли с ребятами на улицу во двор школы. Разделились на команды. Каждая команда получили три задания:

  1. Услышать и определить, как можно больше звуков.
  2. Постараться услышать эхо.
  3. Провести соревнование между командами: «Какая из команд (из учеников) является обладателем хорошего слуха.?»( для этого соревнования я записала на диктофон голосовой текст, запись включали ребята со стороны каждой команды и по мере необходимости приближали на меньшее расстояние, расстояние фиксировали до определения текста  на слух).

В процессе урока у ребят появлялись вопросы и я объясняла, почему мы слышим и задавала встречные вопросы ребятам почему у них получились те результаты, о которых они говорили мне. Такой урок наиболее эффективен для формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Урок-исследование посвящен опытной работе детей. На таких уроках ученики наблюдают как появляется радуга, прорастают семена, как растение развивается в разных условиях.

Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Урок-исследование способствует формированию познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.

Еще я использую такой вид урока как урок-соревнование. Он всегда проходит динамично, азартно. Командам предлагаются различные конкурсы, среди которых: конкурс капитанов, кроссворд, немые рисунки, путешествие по глобусу, разминка. Такой урок создает условия для формирования коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий.

Еще в моих планах в ближайшее время познакомить моих учеников с Уроком-спектаклем и уроком-импровизацией.

Эффективным и результативным методом формирования УУД также считаю метод проектов, т.к. он позволяет организовать творческую и познавательную деятельность детей в соответствии с требованиями Стандарта.

В этом году мы с ребятами учимся работаем в этом направлении. Учимся делать первые свои проекты. Учимся на проектах опытных ребят из более старших классов. В нашей школе много достойных примеров.

Мои ученики учатся выступать с докладами. Эти выступления позволяют повысить не только качество урока, но и научить ребёнка рассуждать, доказывать, делать выводы.

Так же мои ученики принимают участие в различных олимпиадах.

Следующей задачей для меня и моих ребят научится выступать с презентациями, составленными самими учениками. Ведь это положительное решением бесцельного просиживания ребёнка у компьютера.

Я уверена, что желание детей творить и видеть плоды своего успеха станет выше с каждым годом. Мотивацией для детей считаю —  поощрение и публичность.

У нашего класса есть шефы – это ребята из 9 А класса. Мы приглашали наших шефов к нам на праздники и приходили в гости к нашим шефам с выступлениями, а также участвовали в школьных праздниках, устраивали соревнования с 1 Ж классом. На всех мероприятиях ребята читали стихи, исполняли песни, танцевали. Каждый ребёнок проявляет огромное желание проявить себя и получить роль и слова в каждом мероприятии.

 

В заключение, отмечу, что разработанная система деятельностного метода не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении реализации современных образовательных целей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *