Вы можете наговорить текст диктанта (или часть его, или даже просто сложные слова) на диктофон. Дети, которым легче вначале прослушать весь текст, пойдут на это техническое новшество с удовольствием. Если у вас есть возможность общаться с компьютером, то можно сделать так называемые пазлы из разных частей трудного текста. Наберите весь текст на компьютере, разбейте его на множество частей, а затем распечатайте на маленьких карточках. Ребенок с удовольствием будет собирать такую вот «текстовую» головоломку (заодно многократно читая написанные слова). Для борьбы с особо сложными словами можно снова применить карточки, только уже не целых слов, а отдельных букв. Карточки перемешиваем, и ребенок самостоятельно составляет из него «неподдающееся» слово. Можно предложить ребенку поискать рифму к таким словам или поиграть с ним в «слова». Вы пишете первую и последнюю буквы слова, ребенок угадывает недостающие. За правильные буквы — приз, за орфографические ошибки — штраф. Вообще надо стараться использовать в течение дня любую возможность попрактиковаться в написании диктанта. Причем, тексты могут быть самые разные, начиная от кулинарных рецептов, заканчивая отрывками из приключенческих книг. Чем чаще ребенок пишет под диктовку в спокойной обстановке (ведь, согласитесь, диктант — это всегда стресс) разные тексты, тем скорее он привыкнет к этому. Обязательно научите ребенка проверять написанное, для этого лучше всего внимательно прочесть весь текст, разбивая слова на слоги и как бы проговаривая их про себя. Затем полезно прочитать текст еще раз, но с конца до начала. Это отвлекает от «сюжета», и ошибки становятся заметнее.
Полезно писать диктанты ежедневно, по 15-20 минут.
Еще один способ развития грамотности — заучивание написания слов по орфографическому словарю так, как мы изучаем иностранный язык.
Воспользуйтесь моими советами, и тогда, я уверена, ваше чадо перестанет нервничать, когда в школе придет время очередного диктанта.